История

Общая информация.

Куженкино — посёлок городского типа в Бологовском районе Тверской области России. Население 3073 жителя (2010 год). Расположен на реках Шлина, Шлинка (приток Шлины) и Ладыженка (приток Шлинки), в 176 км к северо-западу отобластного центра, в 20 км к югу от города Бологое. Железнодорожная станция на линии Бологое — Великие Луки. Близ посёлка проходит автотрасса М10 «Россия». Является административным центром Куженкинского городского поселения. Существует также одноименное село Куженкино, которое расположено на трассе М10 и является административным центром Куженкинского сельского поселения, Бологовского района Тверской области России.

 

История

 

Наиболее вероятное происхождение названия от устаревшего (угрофинского) слова «куженя» «кужеля»(маленький медвежонок), часто встречается в русских фамилиях в Сибири (например, Кужлевы). Другое предположительное происхождение — от слова кужень (кудель), вычесанный пучок льна), подготовленный для прялки. Первое упоминание о деревне Куженкино встречается в писцовой книге писца Дмитрия Замвецкого, год 7090 (1583). Куженкино упоминается как деревня, принадлежащая приходом к Коломенскому погосту, Вышне-Волоцкого уезда, Тверской губернии. Куженкино с деревней Григино были в то время во владении Новгородского Хутынского монастыря. Расположение деревни несколько раз смещалось, тяготея к Московско-Новгородскому тракту, который не имел ни постоянного месторасположения, ни какого-либо покрытия.

В XVIII веке, во время Северной войны и в духе церковных реформ было решено Хотиловский ям на новгородской дороге усилить и передать крестьян и земли Куженкино и Григино от монастыря государству с обложением ямской повинностью. Указ Петра I на имя новгородского губернатора Брюса об этом датирован 19 февраля 1702г. В последние годы царствования Александра I возникает мысль проложить шоссейный путь между Петербургом и Москвой. Ввиду дороговизны дороги предписывалось вести шоссе с яма на ям по прямым линиям, минуя старый почтовый тракт. Поскольку Куженкино не было ямом, новый тракт прошел в 500 саженях (около 1 Км.) от деревни, по прямой ЕдровоХотилово. Шоссе с гравийным покрытием было открыто в 1831 году.

В 1907 году была открыта Бологое-Полоцкая стратегическая железная дорога, которая недалеко от Куженкино пересекается с шоссейной дорогой Москва — Санкт-Петербург. Образовалась станция Куженкино и построена водонапорная башня. В 1910-12 годах на военно-стратегической дороге № 2 были построены склады амуниции и обмундирования, по совместному русско-французскому решению о магистралях снабжения при мобилизации на линии Бологое—Полоцк—Седлец к театру военных действий с Германией. После Первой мировой войны склады предназначались в том числе для хранения артиллерийского вооружения, после Гражданской войны использовались для хранения военной техники и вооруженияЗападного фронта, затем использовались РККА и СА. Статус посёлка городского типа — с 1939 года. По некоторым данным, в районе посёлка в одной из воинских частей хранились запасы химического оружия[2]. Недалеко от Куженкино в 1930—1940 годах находился склад артвооружения № 39 на котором хранились арт- и авиационные боеприпасы с ОВ, в частности авиабомбы АХ-200 с химическими зарядами. Во время наступлениянемецких войск авиабомбы были эвакуированы в г. Кунгур на Северном Урале и частично уничтожены.

Рядом находится военный гарнизон ГРАУ МО ВС РФ (бывшая в\ч 61893, ранее в\ч 1039, ранее арсенал русской армии). После Второй мировой войны артиллерийский арсенал и ремонтная база (по настоящее время). Также железнодорожная станция Куженкино обслуживает авиабазу Хотилово в 10 км к юго-востоку от посёлка.

 

Достопримечательности

 

Недалеко от посёлка в селе Куженкино сохранилась церковь Спаса Преображения (1841 год). В посёлке Куженкино родился и некоторое время жил писатель Вильям Козлов. Окрестности посёлка послужили прототипом для места действия некоторых его произведений, например «Президент Каменного острова».



Дата создания: 23.04.2014 10:54

Дата последнего изменения: 30.11.2018 09:15

На главную страницу